РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

УРОК № 54

Тема. Тематическая контрольная работа «Сложные предложения с различными видами связи». Тестирование. Контрольное чтение молча

 

Цель: проконтролировать уровень грамотности учащихся; проверить навыки восприятия незнакомого текста, его понимания, запоминания.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.) 1. Определите вид данных предложений.

1) Вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться.

2) Скрипит земля морозная, сияет небо звездное, сверкают на сугробах огоньки.

3) Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, молоточками уколол щеки.

4) Солнце в тучах затеряно, но, упав в зеленя, проступает уверенно отблеск раннего дня.

А простое;

Б сложносочиненное;

В бессоюзное;

Г сложное предложение с сочинением и подчинением.

2. Определите вид данных предложений.

1) Идет апрель с целебным духом почек, худеет снег в ракитнике густом.

2) Смотрит речка синими глазами, как плывут по небу облака.

3) Пес любил, чтобы его трепали по свалявшейся шерсти, но до Маши никто этого не делал.

4) Задумчиво свистели в синем воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.

А сложноподчиненное;

Б сложносочиненное;

В бессоюзное;

Г сложное предложение с сочинением и подчинением.

3. Выберите, какие знаки препинания нужно поставить в данном предложении Тихо слетают снежинки и хорошо за каждой следить куда она сядет.

А запятая после и;

Б запятая перед и; √

В запятые перед и после и;

Г не нужны запятые ни перед, ни после и.

4. Выберите, какие знаки препинания нужно поставить в данном предложении С моря в ответ отрывисто грянул пушечный выстрел и когда дым лег на сверкавшие искрами волны все опять стихло.

А запятая после и;

Б запятая перед и;

В запятые перед и после и; √

Г не нужны запятые ни перед, ни после и.

5. Определите, в каких сложных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Мне показалось, что я забылся только на мгновение, но очевидно, прошло довольно много времени.

Б Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. √

В Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту.

Г Оксана куталась в платок, хотя вечер был теплый и на яблонях не шевелился ни один листок. √

6. Определите, в каких сложных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Нас оставили у ворот и пока шли переговоры, я имел случай видеть любопытную картину.

Б Гром грохотал над крышей гулко возрастая и разражаясь треском когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.

В С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. √

Г Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону все выше и выше; казалось, что конца не будет подъему. √

 

Достаточный уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор, составьте схему предложения.

Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.

 

Высокий уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Напишите сочинение-описание (4-5 предложений), используя сложноподчиненные предложения с различными видами связи.

 

II вариант

Начальный и средний уровни

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Определите вид данных предложений.

1) Тогда, ранней весной, городок был весь в снегу и показался мне совсем маленьким.

2) Каждый делал свое дело: мотористы качали воздух, водолазы проверяли обшивку.

3) В дни, когда случались какие-нибудь неприятности, я любил бродить по улицам, и мне становилось легче.

4) После теплого весеннего дня стало прохладно, и слегка подморозило, и в мягком морозном воздухе чувствовалось дыхание весны.

А бессоюзное;

Б сложносочиненное;

В простое;

Г сложное предложение с сочинением и подчинением.

2. Определите вид данных предложений.

1) Будет ли весна ранняя, никто из стариков не решался определить.

2) Сегодня в лесу я разбивал застывшие лужи, и лед был так толст, что под ним было сухо.

3) Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.

4) Гриша Исаков сидел на полу, опираясь локтем на чемодан, и писал стихи в неровном свете оплывающей свечи.

А бессоюзное;

Б сложноподчиненное;

В простое;

Г сложное предложение с сочинением и подчинением.

3. Выберите, какие знаки препинания нужно поставить в данном предложении Оформляя перевод, Андрей задержался и когда вышел на улицу, было совсем темно.

А не нужны запятые ни перед, ни после и.

Б запятая перед и;

В запятая после и;

Г запятые перед и после и. √

4. Выберите, какие знаки препинания нужно поставить в данном предложении Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется пусто, то сам виноват.

А запятая после и;

Б запятая перед и; √

В запятые перед и после и;

Г не нужны запятые ни перед, ни после и.

5. Определите, в каких сложных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А Я чувствовал, как набухает от дождя мое пальто и въедливая, холодная сырость просачивается сквозь него. √

Б Стадо диких уток со свистом промчалось над нами и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас.

В Девушка успокоилась и когда она заговорила, голос ее звучал беспечно и шутливо.

Г Как только перо коснулось бумаги, мгла расходится и пишется хорошо. √

6. Определите, в каких сложных предложениях нет пунктуационных ошибок.

А По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

Б Когда рассвело, туман еще не рассеялся; он был так густ, что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в белой тьме. √

В Я просыпался рано и пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи.

Г Там, где кони прежде были, и следа их нет. √

 

Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор, составьте схему предложения.

И когда он вернулся в дом то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.

 

Высокий уровень

(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)

Напишите сочинение-описание (4-5 предложений), используя сложноподчиненные предложения с различными видами связи.

 

2. Проведение контрольного чтения молча.

1) Чтение учащимися текста.

2) Выполнение тестовых заданий по тексту.

3. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал о тексте, стилях и типах речи.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити