РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

 

УРОК № 59

Тема. Разбор текстов различных стилей и жанров (практическая работа)

 

Цель: формировать умения и навыки учащихся распознавать тексты различных стилей и жанров, определять связь между языковыми средствами, задачей и условиями общения, аргументировать выбор стиля, обращая внимание на лексику, которая используется в тексте; развивать умение работать с текстом, логически и последовательно мыслить, опираясь на языковой материал; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: тексты для работы в группах, художественные произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».

ХОД УРОКА

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Ф. Вольтер

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа с учащимися.

1) Вспомните, что такое стилистика.

2) Что такое стиль?

3) Что такое стиль речи?

4) Какие стили речи вы знаете?

5) Назовите особенности каждого стиля.

 

IV. ОСОЗНАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа в группах.

Каждая группа получает текст (распечатан для каждого ученика) и задание сделать его анализ, ответив на следующие вопросы (проецируются на экране или записаны на доске).

1) Докажите, что это текст.

2) Какова тема и основная мысль высказывания?

3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?

4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные слова?

5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно характерно?

6) Какова основная функция данного текста?

7) В каком стиле создано высказывание?

8) Определите тип речи.

Модель организации работы — «снежный ком». Каждый участник вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает сообщение.

«Эксперты» сидят за отдельным столом, задают вопросы, оценивают результаты работы в группах.

1 группа

Текст для исследования

Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями... Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?

(В. Белинский. «Литературные мечтания»)

Образец ответа.

Тип речи — рассуждение; стиль речи — публицистический: совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная, страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов.

 

2 группа

Текст для исследования

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна.

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит.

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет.

И быстрой ножкой ножку бьет.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Образец ответа.

Тип речи — описание; стиль речи — художественный: отсутствие слов-терминов, слова эмоциональной лексики (ложи блещут, нетерпеливо плещут, блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна); слова, употребленные в переносном значении, метафоры, развернутые сравнения (летит, как пух из уст Эола).

Есть в этом отрывке слова разговорного стиля («Раек», «ножкой ножку бьет».) Автор использует лексику разговорного стиля и эмоциональную лексику для создания живой, впечатляющей картины театра.

 

3 группа

1) Найдите в текстах художественных произведений примеры использования разговорного стиля.

2) Проанализируйте отрывки.

3) Разыграйте диалоги (на выбор):

—   «Евгений Онегин» — глава 3. 1-я и 2-я строфы;

—   «Герой нашего времени» — глава «Бэла», первое упоминание имени Печорина Максимом Максимычем;

—   «Мертвые души» — глава 3, беседа Чичикова с Коробочкой.

Образец ответа.

Тип речи — повествование; стиль — разговорный: употребление разговорно-бытовых слов и форм, которые придают речи непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства: повторы слов, слова с переносным значением, частицы, междометия, слова-предложения, обращения, вводные слова, слова и фразеологизмы разговорного стиля.

Простые предложения. Неполные предложения.

Назначение стиля — обменяться сведениями, мыслями, поделиться чувствами.

 

4 группа

Подготовьте монологическое высказывание на тему «Научный стиль речи» на примере текстов из учебников.

Образец ответа.

Особенности научного стиля: специальные слова (термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь (чаще всего с помощью вводных слов); конструкции с обобщающими словами.

 

5 группа

Представьте рекламный проект «Официально-деловой стиль» по такому плану:

План

1. Основные функции.

2. Сфера применения.

3. Специфическая лексика.

4. Наличие фразеологизмов и их характер.

5. Грамматические особенности.

6. Образцы деловых документов.

 

V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ, КОММЕНТАРИИ «ЭКСПЕРТОВ»

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Подобрать примеры текстов различных стилей, изготовить карточки-задания (см. урок № 57).

3. Подобрать интересные сведения о стилях, о науке стилистике в уголок русского языка.

4. Выписать пословицы и поговорки о хлебе.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити