РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

 

УРОК № 60

Тема. Составление текстов различных стилей и жанров (практическая работа)

 

Цель: совершенствовать умения и навыки работы с текстом: извлекать и преобразовывать необходимую информацию; осмысливать структуру, содержание и языковые особенности текстов разных жанров и стилей, создавать их самостоятельно; развивать способности правильно выражать свои мысли, организовывать свою и чужую речевую деятельность; воспитывать культуру речи.

Оборудование: текст «Рідна земля», задания для групп.

ХОД УРОКА

Хлеб — посох жизни.

Английская пословица

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Лексическая минутка.

•   Разучите скороговорку.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

 

IV. ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

1. Коллективная работа с текстом.

•     Переведите текст на русский язык (устно); определите его стиль и тип речи; сформулируйте главную мысль текста.

Рідна земля

Тарас Шевченко хліборобську долю вимірював на пропахлій чорноземом ріллі розміреними кроками в ранковий туманець, крізь який падало з його рук золоте зерно, лягаючи в розпушену землю. Хай буйним зелом красується вона в степовому привіллі поряд з давньою могилою. Ніхто ще не наважувався розорювати її або розкопувати. Бо перекази розповідають, що хто ступить на неї з такими намірами, той почує дивний голос, який невідступно супроводжуватиме порушника звичаїв. Хай добром красується засіяна нива і не марнується хліборобська доля, вітрами бита, дощами омита.

(І. Пільгук)

2. Работа в группах.

•     Составьте тексты разных стилей на тему «Бережное отношение к хлебу».

1 группа

Диалог родителей с детьми.

2 группа

Технология приготовления хлебобулочного изделия.

3 группа

Объявление о конкурсе кулинарных талантов в школе.

4 группа

Заметка в газету.

5 группа

Миниатюра «Солнечный каравай» с использованием сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными.

3. Проверка результатов работы в группах.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Написать миниатюру «Монолог родственника (обывателя, интеллигента, политика, корреспондента)» на тему «Кому нравится инфляция?».

2. На тему «Стили речи» подготовить:

1)  выступление на ученом совете;

2)  статью в научно-популярный журнал;

3)  выступление на заседании «круглого стола».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити