РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

 

УРОК № 65

Тема. Анализ контрольного изложения публицистического стиля на общественную тему. Тренировочные упражнения

 

Цель: проанализировать ошибки, допущенные учащимися в контрольном сочинении; совершенствовать умения и навыки правильно излагать свои мысли; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать культуру речи; воспитывать внимательное отношение к общечеловеческим ценностям.

Оборудование: толковые словари.

ХОД УРОКА

Нельзя, чтоб тот письмом себя прославил,

кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

(Учитель подбирает упражнения в зависимости от характера допущенных ошибок.)

2. Проверка домашнего задания.

3. Лексическая минутка.

•     Разучите скороговорку.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Коллективная работа с текстом.

•     Прочитайте текст; подумайте, от каких речевых ошибок предостерегает вас писатель К. Федин, говоря о трудностях работы над словом; придумайте заголовок тексту.

Самое трудное для меня — работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитая слово одно другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально, выразительно. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.

Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных: в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимо красивых слов.

3. Редактирование.

•     Подумайте и ответьте.

1) Почему не следует говорить: «... выучил стих Пушкина», «...прочитала хороший стих»? Каково значение слова «стих»?

2) Почему смешно звучит фраза: «Я эту книгу не читал, а вот мой друг ее тоже не читал»? Отредактируйте ее.

•     Определите ошибки в построении, исправьте предложения.

1) Некрасов верил в силу русского народа, из которых вышли многие герои.

2) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.

3) Впопыхах охотник забыл ружье у дерева, из которого шел дымок.

4) Которые опоздают, те ученики не смогут участвовать в репетиции.

5) Когда Андрий узнал Тараса, и он сразу побледнел.

6) Меня спросили, что какой сегодня праздник.

7) Я купил ту книгу, которую мне посоветовали прочитать.

8) Просто трудно представить, что как быстро перевоплощается этот артист.

9) Сын заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности.

10) Проводник говорил, что давайте возвратимся назад.

11) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

12) Так мною руководит и подсказывает чувство.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал по теме «Прямая и косвенная речь. Диалог».

2. Составить и записать диалог на тему «Умей сказать, умей и смолчать».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити